Школьные лесничества

В настоящее время экологическое воспитание является одним из приоритетных направлений развития современной школы и системы образования в целом. Формирование у будущих поколений основ экологического сознания – важный показатель жизнеспособности общества, его динамичного продвижения в решении насущных проблем современности. В связи с этим, во многих субъектах Российской Федерации широко распространено развитие движения школьных лесничеств.

По состоянию на 01 февраля 2022 года на территории Ленинградской области под руководством ЛОГКУ «Управление лесами Ленинградской области» ведут свою деятельность и активно развиваются 21 (двадцать одно) школьное лесничество из 16 муниципальных районов Ленинградской области: Бокситогорском, Всеволожском, Волосовском, Волховском, Выборгском, Гатчинском, Кингисеппском, Киришском, Кировском, Лодейнопольском, Лужском, Подпорожском, Приозерском, Сланцевском, Тихвинском, Тосненском.

Общее количество учащихся в подведомственных школьных лесничествах по состоянию составляет 578 человека.

Школьное лесничество — добровольное объединение учащихся образовательных учреждений, организованное в формате внеклассной работы. Школьные лесничества являются одной из эффективных форм получения подрастающим поколением профессиональных знаний и опыта в области лесоводческой деятельности, а также трудового воспитания молодого поколения. Руководителем объединения выступает опытный педагог, либо работник лесничества. Регулярно организуются для детей занятия при участии ветеранов лесного хозяйства Ленинградской области.

Деятельность школьных лесничеств направлена на формирование и воспитание бережного отношения к природе, получение расширенных знаний в области лесного хозяйства, биологии, экологии и других естественных наук; приобретение и развитие трудовых умений и навыков по уходу за лесом и его охране, лесовосстановлению, воспроизводству и эффективному использованию лесных ресурсов, усилению защитных и использованию оздоровительных функций лесов, подготовку к сознательному выбору профессии.

Основные задачи школьного лесничества:

  • образовательные:
    • изучение леса как природного биогеоценоза;
    • изучение и овладение теоретическими и прикладными знаниями лесохозяйственных дисциплин;
    • приобретение навыков опытно-исследовательской работы;
    • овладение технологиями и практическими навыками проведения лесохозяйственных мероприятий;
  • воспитательные:
    • воспитание у учащихся бережного отношения к лесу и его обитателям;
    • развитие сознательного подхода к восприятию экологических проблем в области природопользования, устойчивой мотивации к решению актуальных задач по сохранению и воспроизводству лесных ресурсов, их многоцелевому устойчивому использованию;
  • профориентационные:
    • подготовка к осознанному выбору профессии, через совместную деятельность работников лесного хозяйства при участии в проведении лесохозяйственных мероприятий;
  • агитационно-пропагандистские:
    • проведение лесоохраной агитации и пропаганды.

Для реализации этих задач для школьников организованы лекционные и практические занятия по вопросам экологии, биологии леса и составляющих его лесных сообществ, лесоводству, защите лесов от болезней. Ребята создают питомники по выращиванию древесных растений в структуре пришкольного учебно-опытного участка, организуют экологические тропы, принимают активное участие в мероприятиях лесничеств по охране лес, организуют субботники, самостоятельно изготавливают и развешивают скворечники и кормушки для животных и птиц, посещают особо охраняемые природные территории, также в составе школьных лесничеств ученики принимают участие в региональных и федеральных природоохранных мероприятиях и мероприятиях экологической направленности.